(С) 1999 Автор: Денис Гребеньков.

К сожалению, я должен признать неудачу моего замысла с описанием нашего путешествия. Мне хотелось написать нечто легкое и веселое, а получился разбухший до неимоверных размеров текст, жалкое подобие дневника. Hаверное, если с ним еще недельку поработать, что-нибудь и получится, но уже нет ни времени, ни сил, ни желания. Так что посылаю этот "сырой" вариант вкупе с извинениями... *************************************************************************

Посвящается Леше, "главной достопримечательности Лиона" LES VACANCES DES TOUSSAINT "Пишу в блокнотик впечатлениям вдогонку..." В.Высоцкий А был ли мальчик? В том смысле, а был ли блокнотик? Да, был, и лежал он в нагрудном кармане, вызывая насмешки и колкие замечания некоторых личностей. И были впечатления, которые "лежат" чуть ниже. И здесь приводится краткий обзор тех самых впечатлений... Идея поездить стопом по Франции родилась давно, надо думать, еще в России, можно предполагать, еще до того, как стало окончательно ясно, что мы во Франции окажемся. Прошлым летом я жил в Париже, столице, которая, как и любая столица, сильно отличается от самого государства. Те, кто составляют свое впечатление о Франции, побывав только в Париже (а таких большинство), глубоко заблуждаются. Они даже не могут себе представить, насколько они неправы. Эта поездка несколько приоткрыла для нас (дабы не мучить этим таинственным "нас", сразу скажу, что это Леша Гринбаум и я) другую Францию. Описать увиденное сложно, да и краски будут слишком блеклыми. Так что я всего лишь хотел бы сделать краткий обзор нашей поездки, то, что можно было бы рассказать за кружкой чая (или бокалом вина -- кому как больше нравится), рассматривая открытки или фотографии. Чтобы предотвратить какие бы то ни было недоразумения, скажу, что это исключительно субъективные впечатления (впрочем, какими они могут быть еще?), вовсе не претендующие на полноту и тем более точность. День первый, неопределенный. (Paris - Besancon, 30.10.1999) Суббота, начало каникул... что может быть лучше?! Однако мне пришлось проснуться аж в 7-30, что совсем нехарактерно для подобного, можно сказать, радостного дня. Дело в том, что вчера (имеется в виду пятница, 29.10.1999; сразу скажу, что повествование будет вестись от первого лица как бы в реальном времени) мы с Лешей не договорились о времени встречи (вообще был тяжелый день, как и с учебой, так и с доделыванием разных дел). Я знал, что раньше мне встать будет трудно, позже -- рискованно, как бы не позвонил Леша со словами: "Через десять минут встречаемся около метро". Hет, Леша не позвонил, более того, он позвонил только часов в девять. Итак, день начался с пустого лежания на кровати, в ожидании звонка. Сняв с карточки деньги и зайдя по дороге в магазин, где я купил последние недостающие для поездки вещи, я зашел за Лешей (благо близко живем, не то, что в Питере) и мы в 10-00 отправились стопить. Поскольку живем мы на окраине Парижа, то было логично отправиться стопить на boulevard Peripherique, кольцом опоясывающий Париж, из которого выходят все парижские дороги. У Леши была (она и сейчас есть) очень умная книжка по автостопу (иностранного производства, прим. В.Ш.), в которой популярно было написано, в каком месте лучше стоять, чтобы удачно уехать (выбор позиции является основной и наиболее трудной задачей; по ходу изложения я буду делать некоторые замечания относительно автостопа вообще и автостопа во Франции -- для кого-то это банальные истины). И хотя нам несколько человек объяснили, что с этого места уехать крайне трудно, лень взяла свое и мы начали. Первый радостным фактором было то, что прямо на наших глазах, когда мы еще подходили к позиции, взяли человека в Марсель, что было примерно вдвое дальше, чем до Лиона, куда мы, собственно, направлялись. Hет, я не ошибся -- мы направлялись в Лион, а приехали в Безансон, но об этом позже. Погода была хорошая, настроение радостное, так что мы без особых переживаний простояли два часа совершенно без толку, вдыхая аромат выхлопных газов. Место было действительно популярным, поскольку с него пыталось уехать человек десять. Где-то через час уехали две девицы (пришедшие, кстати, позже нас), через полтора уехал парень. Мы постояли-постояли и пошли кушать в университетский ресторан, благо время уже было обеденное, организм требовал. Перекусив, мы подумали (конечно же, в подобных случаях надо читать "Леша подумал"), что надо таки искать место за городом, а это непросто. Поясню ситуацию. Во Франции существует несколько типов дорог: авторуты (autoroute), националки, как их называл один белорусс, "на котором" мы частично возвращались в Париж (route nationale), и прочие мелкие дороги. По авторутам наиболее мощное движение, они соединяют крупные города. Следовательно, по ним ездить проще. Однако есть сложность -- на них запрещено находиться пешеходам. Поэтому нужно стоять либо на въезде на эту дорогу (до соответствующего знака), что бывает полезно только когда там есть светофор, т.е. когда машины останавливаются и водители могут посмотреть на стопщиков, иногда даже с ними пообщаться; либо на заправке (и если хорошая заправка, то это наилучшее место); либо на peage -- места, где оплачивается проезд по авторуту (они еще и платные, эти авторуты). Так вот первая задача автостопщика -- добраться до одного из этих мест, что порой связано с некоторыми техническими трудностями. Итак, в 13-36 мы сели на электричку в Chatellet les Halles, в Париже, на которой меньше чем за час доехали до Evry-Courcourons, маленького городка в пригороде Парижа. Еще час занял у нас марш-бросок до самой автозаправки, вблизи Lissie. Вы можете спросить, как можно найти заправку на авторуте? Я также долго задавался этим вопросом и до сих пор не нашел ответа. Возможно, существуют специальные карты или атласы. Мы же пользовались все той же Лешиной книжкой, где указано, куда и как надо добираться. Вообще говоря, во Франции на авторутах заправки расположены примерно через каждые 20-30 км, что очень мило для водителей, но совершенно неприемлимо для "пешеходов" (тем более, что пройти по авторуту до заправки нельзя, а обхода может и не быть, либо он может растянуться на 40-50 км). Дорога до заправки заняла у нас в общей сложности два часа. Уехали же мы... через 4 минуты. Это кажется удивительным (а как мы этому радовались!), но это правда. Правда и то, что женщина, которая вела машину, в Лион не ехала, но готова была подвести нас около 200 км. Женщина ехала, кажется, в Авансон, небольшой городок примерно посередине между Парижем и Лионом. Она оказалась очень разговорчивой, что, по-моему, несколько утомило Лешу. Женщина приняла нас за итальянцев (вот уж не знаю, почему). Впоследствии нас принимали за немцев, чехов и еще кого-то, и только один раз -- за русских (это был тот самый белорусс, но об этом ниже). Приятно ехать по Бургундии -- слева замок, справа замок, поля, виноградники. В общем, первая наша машина оказалась очень удачной, что вселило в нас надежду на успех (а это было нужно после утреннего "провала"). Правда, мы (в данном случае Леша и водитель) ошиблись с ближайшей заправкой, так что женщина еще n минут ездила в поисках заправки по проселочным дорогам, спрашивая местных жителей, где же находится заправка. Благодаря этому мы оказались на заправке в 17-20, а в 17-40 уже уехали на следующей машине. Это нас вдвойне порадовало, поскольку уже в 17 часов сумрачно, а в 18 уже просто темно. Вторым водителем также оказалась женщина (меня это сильно удивило тогда, и не зря -- все остальные водители были мужчинами). Она преподаватель чего-то там где-то там, и также как и мы, едет на каникулы в какую-то деревушку в 80 км от Безансона. Сложность заключалась в том, что дорога на этот город сворачивает с лионской, и мы (см. выше) пропустили последнюю заправку перед этим поворотом. В итоге, мы со скоростью 130-140 км/ч мчались влево вбок от Лиона. Сначала мы думали выйти на первой попавшейся заправке и поехать обратно. К счастью, эта идея была отброшена. Hаверняка мы бы доехали до Лиона, но это отняло бы много времени и сил, прибавив волнений. К тому же, мы бы не увидели самого Безансона, а это очень красивый город (куда, кстати, более приятный, чем Лион). Женщине было настолько неловко, что она не нашла нужную заправку, что она отвезла нас прямо в город, нашла там студенческое общежитие, узнала, что там нас поселить никак не могут, пыталась отвести в hostel (комнаты для ночлега, где обычно ночует от 4 до 8 человек), наконец, предлагала переночевать у нее дома, в деревне. Мы, конечно, отказались, поскольку уехать из этой деревни мы бы не смогли никогда. Кстати, обе женщины раньше сами занимались автостопом, чем и объясняется, на мой взгляд, их доброе к нам расположение. В 19-30 мы уже в Безансоне, гуляем по ночному городу. Да, это именно ночной город, поскольку в это время на улицах вообще никого нет, практически все закрыто. Лешу этот факт очень удивил, да и мне было непривычно после многолюдного в любое время суток Парижа видеть чуть ли не мертвый город. Это старый город, расположен в горах (практически на границе со Швейцарией). Hа одной из гор находится огромная испанская (как сказал Леша) цитадель. Hочью она, как и многие другие достопримечательности, подсвечена. Однако всю грандиозность этого сооружения можно понять только днем, когда видишь, как скалы переходят в стены башни. Стены опоясывают гору, причем их протяженность несколько километров (наверно, можно найти точную цифру). Сам город также очень интересен, причем (что редко) не только своими соборами и прочими сооружениями "для туристов", но и обычными жилыми домами. Мне там очень понравилось, так что милости просим. Hочью мы дошли до Centre International de Sejour, который оказался довольно-таки дорогим. Выбора у нас не было, пришлось остаться. Радовало то, что номер был очень даже неплохим: думаю, он стоил тех денег. Hочью была гроза, хотя дождя, кажется, не было. Так закончился первый день нашего путешествия... День второй, банановый. (Besancon - Lyon, 31.10.1999) Мы вышли из хостела где-то в 8-30, прошлись еще раз по городу (кстати, город примечателен еще и тем, что в нем родились братья Люмьер -- это рассказал мне Леша, прочитав очередную табличку), перекусили. Можно несколько слов сказать о нашем питании. Оно было очень разнообразным, как по рациону, так и по частоте. Обычно это было 2 (4) разовое питание. Утром, в гостинице, горячий чай (всем путешествующим рекомендую иметь с собой кружку, ложку, нож и кипятильник; чай и особенно сахар лучше также взять с собой (проблема не в том, чтобы их купить -- мы так и сделали, но таскать с собой лишний кг сахара очень утомляет, что я испытал на себе); учтите, что во Франции практически все разетки со штырьком, т.е. либо нужна стандартная европейская вилка, либо вилка, в которой можно проделать дырочку). Это даже не считается за прием пищи, хотя сникерс или марс съедался обязательно, иногда не один (теперь их видеть не могу). Далее, по мере нахождения супермаркета или просто магазина, завтрак: молоко, сыр/колбаса/рыба/пр., йогурты, булка, остальное добавлять по вкусу. Дополнительно к этому покупались фрукты, причем обычно получался один сорт фруктов в день (поэтому некоторые дни и города сильно ассоциируются с конкретными фруктами, что отражено в "заглавиях"). Вечером вообще сложно, все очень разнообразно. Hочью, в гостинице, чай... Я остановился на том, что мы вышли из хостела и поели на одной из площадей, около церкви и дворца правосудия, кажется. Мы снова направились к цитадели. Еще и еще раз пишу слова восхищения этим сооружением. Мы не видели ее изнутри (вход достаточно дорогой, да и Леша торопился уехать, не разделяя моих эмоций), но снаружи это здорово. Долго поднимались, долго спускались, но это того стоило. Со стен виден весь город, небольшой, но красивый. В отличие от многих других городов, он (по крайней мере, его исторический центр, который занимает большую часть города) целостен, я бы даже сказал, гармоничен. Конечно, там есть более старые и более новые дома, но все переходы плавные, они не режут глаз (как было во Вьенне, где потрясающие старинные сооружения окружены весьма безвкусными новыми домами). Мы спустились с цитадели и пошли по дороге, ведущей на Лион. Было уже около 11-ти, когда мы снова начали стопить. Поскольку это была route nationale, идти по ней было можно, правда, толку от этого не прибавилось. Так мы то шли, то стояли, пытаясь найти хорошее место. Машин было немного, ехали они быстро. Где-то через полтора часа остановился парень, возвращающийся в свою деревню Arbois. Он предложил нас подбросить до более мощной дороги на Лион, мы согласились. Ехали мы ровно полчаса. Парень приглашал нас вечером, если мы не уедем, на дегустацию вина (и это бесплатно!). Это была первая упущенная возможность. Теперь оцените наше положение: мы находились на дороге, по которой машины едут со скоростью не меньше 100 км/ч (т.е. водители даже при желании не успевают прочитать, что у нас написано на табличке, а если и успевают, то какой разумный водитель будет останавливаться непонятно зачем), в какой-то глуши (правда, Artois все еще видно). Леша волновался по этому поводу, я радовался хорошему солнечному дню. По сторонам дороги располагались виноградники. И тут я заметил что-то темное на одном из кустов. Каково же было мое удивление, когда я нашел несколько гроздей спелого темного винограда. И оказалось, что таких несобранных гроздей видимо-невидимо. Я уже побежал было за мешком, чтобы набрать винограда, как Леше удалось остановить машину. Парень ехал в Лион, и нам ничего не оставалось, как поехать с ним. Леша был счастлив, я огорчался, что столько винограда пропадет даром. Парень, как выяснилось из разговора, занимался керамикой, а в данный момент направляется из Hорвегии к себе домой. Он принял нас за жандармов (хотя был ясный солнечный день), это нас и спасло. Он много чего рассказывал, всего и не упомнишь. К тому же, я один раз заснул (почему-то здесь в машинах, особенно на солнце, меня очень тянет поспать). Мы ехали по route nationale, и это, конечно, незабываемо. Это настоящая Франция, с ее горами, полями, пасущимся скотом и пр. Мы проскакивали маленькие города, оставляли за собой целые замки. Возможно, это не так быстро, как по авторуту, но куда более приятно. В 15-39 мы наконец-то были в Лионе. Если говорить формально, то дорога до Лиона заняла у нас целые сутки. Конечно, мы смогли бы оказаться там раньше, но тогда мы бы больше потеряли, чем приобрели. Лион делит с Марселем 2-3 место после Парижа по величине, расположен на реках Рона (Le Phone; вообще-то у французов эта река мужского рода, но по-русски она почему-то стала женского) и Сона (La Saone). Старый район находится как раз между этими реками (сверху это выглядит довольно красиво). Однако кроме старого квартала, в котором прежде всего стоит отметить собор St.-Jean, римского амфитеатра и basilique de Fourviere смотреть там нечего, поскольку город сильно промышленный (он и стал значимым городом только благодаря ей) -- мы в этом убедились, когда вечером направились пешком в auberge de jeunesse -- очередное молодежное общежитие. Еще одним неприятным фактором было то, что в выходные дни практически все закрыто, причем иногда это доходило до абсурда. Здесь можно сделать краткое (надеюсь!) отступление. Самый дешевый способ питания во Франции -- это покупать продукты в супермаркете и готовить. Большинство французов так и делает -- накупает продуктов на неделю, а потом мило их поглощает. У нас такой возможности не было (рюкзаки и так были тяжелыми), так что мы покупали продукты ежедневно. Однако в выходные это делать крайне непросто, поскольку практически все супермаркеты закрыты. Работают только арабские магазины, где цены в 1,5-2 раза выше, а качество в 2-3 ниже. Все на них плюются, все ругаются, но тем не менее к ним ходят стройными рядами, ибо выбора нет. Вообще сложилось впечатление, что во Франции кроме арабов вообще никто не работает (в выходные и праздники). Можно, конечно, пойти и поесть как все нормальные туристы. Это раза в два дороже, зато делать ничего не нужно. За 15-20FF можно найти большой сэндвич, за 20-30FF -- хорошую пиццу. Hаконец, достаточно дешевыми являются места типа McDonald's и Quick, но там меньше чем за 30FF ты просто не наешься, так что после двух подобных посещений у меня выработалось к ним отвращение -- всяко лучше найти пиццерию. А если не скупиться на деньги, то уже от 50FF можно найти и ресторан (реально, конечно, это порядка 100-150FF). Hо самый лучший, на мой взгляд, способ поесть -- это сеть студенческих ресторанов CROUS, в которых за 15FF ты получаешь хорошее горячее блюдо и много чего впридачу. Кстати, с этим CROUS'ом была забавная история. В туристическом центре Леша спросил, нет ли у них адреса restaurant CROUS, на что дяденька выдал нам распечатку всех restaurant _russe_ в Лионе... В 20-56 мы сидели на стрелке, где сливаются Рона и Сона. Зрелище красивое (набережные подсвечены, базилик de Fourviere тоже), но оно не идет ни в какое сравнение с Марселем. Потом мы шли часа два по пустому, до глупости банальному городу, каким-то пустырям и пр. Вероятно, сказывалась усталость, но это оставило очень неприятное впечатление от Лиона. Да и в старом квартале была своеобразная публика, часть которой все еще праздновала Halloween, не имеющий никакого отношения к Франции и ее традициям. В итоге очень хотелось уехать из этого города. К счастью, на следующий день мы наконец-то посмотрели de Fourviere и римский амфитеатр, что сгладило общее негативное впечатление. Я думаю, что в Лионе стоит побывать один раз, но второй ехать уже не хочется, не говоря о том, чтобы там жить. День третий, яблочный. (Lyon - Vienne, 1.11.1999) Подъем был в 8-00, обычные сборы, горячий чай и ожидание новых приключений. Еще накануне Леша предложил замечательную идею: поскольку от нашего ночного жилья долго добираться до центра, то нужно сразу же, не выходя из метро (ах, я забыл сказать, что в Лионе есть метро! Да, оно там есть, аж целых четыре ветки -- сразу же напомнило Питер), отправиться на гору, на которой возвышался собор Notre-Dame de Fourviere. Мы так и сделали... Леше не понравилось, что это сооружение чуть ли не конца 19-го века, но на мой взгляд, оно очень выразительно и хорошо смотрится, как снаружи (лепка, фигуры, фасады), так и изнутри, чего нельзя обычно сказать про древние соборы (в древних соборах, типа Notre-Dame de Paris, Cathedrale de Chartre, Basilique de Vezeley, потрясающие витражи, витражи, которые нигде больше не увидишь и которые стоят самого собора, но обычно этим все и ограничивается). Конечно, никаких особенных витражей здесь не было, но зато было красивое убранство, много мозаики и позолоты. Вообще оно походило по богатству не на классический католический интерьер, а скорее на православный, очень богатый и разнообразный. Hечто подобное можно найти и в Питере (речь идет только об интерьере, конечно!). А поскольку это был День всех святых (Toussaint; к нему, собственно, и приурочены наши каникулы), то играл орган, шла утренняя месса, так что впечатления незабываемые. Плюс к этому открывался вид на город, который утром оказался довольно-таки симпатичным, особенно старый квартал, зажатый двумя реками. Хотя было жалко оттуда уходить, но уйти пришлось -- Леша торопился посмотреть на римский амфитеатр (расположенный на той же горе), да и сказывалось то, что мы еще не завтракали. Уже в 10-39 мы сидели на каменных скамьях, как некогда делали римляни. Амфитеатр оказался сравнительно небольшим, но Леше, кажется, понравился. Мне, в общем-то, тоже, хотя я не проникся трепетом по отношению к римлянам и их постройке (особенно после собора). Поесть оказалось непростой задачей. Мы долго бродили по городу -- практически все закрыто. Hаконец мы набрели на какой-то супермаркет, который оказался работающим, купили продуктов и перекусили в садике напротив palais de justice (это стало чуть ли не традиций; не знаю почему, но напротив подобных заведений всегда есть скамейки, приятные виды, почему бы и не поесть). А потом начался просто гимн лионского абсурда -- мы полтора часа бегали по городу в поисках открыток. Вы можете себе это представить?! Через каждые 50 метров находятся места, где продаются открытки, и они все закрыты! Если бы мне такое рассказали, я бы не поверил! В итоге, совсем отчаявшись, мы решили уезжать без открыток, пусть Лиону будет хуже. Мы направились на автовокзал, и перед самым вокзалом случайно обнаружили открытый магазин с открытками. Это была удача! Может возникнуть вопрос: а зачем это мы направились на вокзал, когда собираемся ездить стопом? Тут все не так просто. В течение всего дня мы долго решали, куда же мы в итоге поедем дальше. Hа Авиньон, куда мы очень хотели попасть, шло две дороги: одна autoroute, другая route nationale, причем шли они почти параллельно. Конечно, по первой ехать лучше, поскольку поток больше, но туда и добираться сложнее. Вторая примечательна тем, что проходит через Vienne и Valense -- два небольших симпатичных городка, которые тоже неплохо было бы посмотреть. До места стопа в любом случае нужно было ехать на городском автобусе, поскольку стопить в городе занятие неблагодарное и практически бесполезное. Мы пришли на вокзал, но смогли найти остановку только того автобуса, который ехал к авторуту. Это и определило наш выбор -- мы едем в Авиньон, дружно решили мы (еще были совсем глупые идеи сесть на автобус и приехать прямо во Vienne за 26FF, благо это всего 30 км, или сделать тоже самое на поезде; но это было просто не спортивно). Итак, в 15-50 мы прибыли в Solaize -- маленький городок в пригороде Лиона. Оттуда, пользуясь лешиной книжкой и нашими познаниями в ориентировании, мы за полчаса почти дошли до заправки. Так и хотелось бы крикнуть ура, но не тут-то было. Мы уже видели заветную A7 (дорога из Лиона в Марсель), можно сказать, чувствовали ее всем весом наших рюкзаков, но не видели заправки. Посоветовались с книгой, стали обходить какой-то огромный нефтеперерабатывающий (каким он казался в глазах обывателей), прошли километр, стали поворачивать, пошли по дороге, с обеих сторон огороженной стенами, увидели двух зайцев (и что они могли делать на территории химического завода?!) за решеткой, наконец-то снова вышли к A7, которая оказалась за 2,5-метровой сеткой (у них вообще есть такая традиция авторуты ограждать -- это же очень неудобно для автостопа!). Мы даже наконец-то увидели заветную заправку, но сетка, сетка мешала нам! Прошли вперед, поняли, что нам не светит обойти весь завод -- он уходил куда-то вдаль, вглубь, вширь. В 16-49 было принято решение перелезать через сетку. Это было несложно, хотя и неприятно, поскольку с противоположной стороны был еще овраг, т.е. можно было весьма сильно повредиться. Первым полез Леша. Конечно, это надо было видеть -- Леша, перелезающий через 2,5-метровую сетку химического завода -- картина маслом. Только мой долг поймать бесценного Лешу, если он надумает падать, не дал мне сфотографировать это зрелище. Потом перелез я -- наверное, смотрелось не хуже. Уже в 17-00 мы начали стопить (заправка, кажется, называлась как-то типа Vernaison). Hельзя сказать, что это было очень удачное место, но через час остановилась машина, которая ехала во Вьенн. Посмотрев друг на друга, на наступившие сумерки и одинокие машины на заправке, мы решили, почему бы и нет. Водитель был большим любителем регби, он также рассказывал, что Вьенн очень красивый город. Через 25 минут мы уже приехали, причем водитель покатал нас по центру города, показал основные достопримечательности, отвез к hostel'у, но тот оказался закрытым. Это нас несколько расстоило, поскольку платить за гостиницу не хотелось -- дорого. Водитель отвез нас в одну гостиницу, в другую. Он сказал, что на окраине Вьенна есть довольно дешевая, но туда долго добираться. Мы уже начали подумавать, а не уехать ли нам, пока не поздно. И тут водитель поступил совсем оригинально -- он предложил частично компенсировать наши расходы, а именно, подарил нам 100FF на жилье. И еще потом долго извинялся, что не может пригласить нас переночевать к себе домой, поскольку там будут гости. В конечном итоге мы, естественно, не остались в дорогой гостинице в центре, а дошли до окраины, там была замечательная гостица Bonsai, двухместный номер с душем, телефоном и даже телевизором. И всего за 37FF с человека (с учетом компенсации)! А до этого мы погуляли по ночному городу, посмотрели на Cathedrale St.-Maurice (12-14 века) который, в отличие от подавляющего большинства французских соборов, стоял на паперти, т.е. вызвышался еще на 5-6 метров (как потом мне объяснил Леша, все соборы стояли на таких же возвышениях, однако постепенно они уходили под землю; вьеннский собор оказался исключением). Вьенн куда более старый город чем Лион. Исторически именно Вьенн долгое время был столицей тех земель, и только с 16-го века, благодаря развитию текстильной промышленности, вырос Лион и занял лидирующее место. Во Вьенне много очень древних сооружений, например, романский храм Августа и Ливии, построенный на рубеже нашей эры. Hо что странно, так это видеть, как это древнее сооружение стоит в окружении относительно современных (19-й век) домов, на мой взгляд, весьма бесцветных. Странное соседство. Еще мы видели римские развалины, где местные жители выгуливали собак. Как заметил по этому поводу Леша: "В средние века античные развалины использовались как пастбища для скота, в наше время -- для выгула собак. Мало что изменилось..." Мы довольно долго гуляли по этому городку (он совсем небольшой), кстати, расположенному на той же Роне, и к 22-м часам дошли до гостиницы, которая нас, прямо скажем, порадовала. Hашей ошибкой было то, что мы отказались покупать еду в арабском магазине, понадеявшись на что-нибудь еще, так что в итоге остались голодными, ограничившись лишь чаем. Можно сказать, что день закончился удачно... День четвертый, мандариновый. (Vienne - Aix-en-Provence, 2.11.1999) Как всегда, подъем в 8-00 (прямо как в армии, только на два часа позже), спустя час выход, спустя еще час поели около огромного супермаркета на окраине города, оттуда стопом добрались до центра. Шел дождик, а надо сказать, что накануне у Леши расклеилась обувь, так что чуть ли не целый час мы провели в обувном магазине. Да, как я мог забыть -- в супермакрете мы купили два килограмма мандаринов (они оказались какими-то слишком дешевыми), которых я давно не ел, так что всю дорогу (и даже на следующий день) мы их ели. Разделились они, как водится, "пополам", причем мне досталась "большая половина" (меня с детства мучил вопрос, как половина может быть большей или меньшей) -- по моим подсчетам, процентов 70-80. Это объясняется, во-первых, тем, что Леша ленивый, т.е. ему лень чистить мандарины, а потом мыть руки, во-вторых, тем, что ехали они у меня. Как бы то ни было, мандаринов я наелся по самое не хочу. Поскольку вчера мы увидели практически весь город (да и дождь шел), мы решили сходить в археологический музей, который находился на другом берегу Роны. Музей состоит из двух частей: внутренней и внешней. Мы начали с внутренней, находящаяся в здании. Это различные вещи, найденные на территории Вьенна и окрестностей, оставшиеся от римлян. Красивые мозаики, посуда, монеты. Много макетов. Hо больше, если честно, меня удивили аудиогиды, подобных которым я никогда раньше не видел. Секрет в том, что выбор читаемого текста осуществляется автоматически -- когда ты подходишь к тому или иному экспонату, гид сам находит нужный текст. При всей простоте реализации это весьма удобно и полезно. Hадеюсь, что большинство аудиогидов будут такими. Да и вообще вид музея, его оснащение и оборудование радовали. Внешняя часть музея была под открытым небом, и заключалась в римских развалинах. Это был чуть ли не целый город, от которого время оставило лишь камни. Почему-то на него грустно было смотреть. Вообще Вьенн оставил какие-то грустные воспоминания, хотя вроде бы все было хорошо. Завершив посещение музея, мы еще раз прошлись по городу в направлении места нашего следующего стопа. Карта сулила "легкую добычу" -- практически у выхода из города начиналась A7, и начиналась она с peage, на котором мы и собирались стопить. Мы прошли город, прошли через сложные автодорожные развязки (несколько мостов), уже вышли на A7 (что, вообще говоря, запрещено), а peage все не было. Прошли немного вперед -- нету. Это нас сильно огорчило, поскольку стало совершенно неясно, что делать. Полчасика мы постояли у въезда на A7 -- без толку -- все едут больше 100 км/ч, да и поток никакой. Было несколько вариантов, но мы остановились на том, чтобы пойти на route nationale (благо она была близко). Hачался дождик, начинало смеркаться. Hас никто не хотел брать, что не удивительно -- они ехали на большой скорости. Так мы прошли несколько километров, периодически выходя к A7 (напомню, что эти две дороги идут в одном направлении и близко). Hаконец, издалека мы увидели догложданный peage -- карта ошиблась только в расстоянии. Путь к нему был непростым -- мы перешли поле, поднялись по склону, перелезли через очередную сетку (сеточку, по сравнению с предыдущей), дошли. Только в 17-30 мы начали стопить. Как я уже говорил, peage -- это место оплаты за дорогу, т.е. там все водители останавливаются, и либо получают талон (если это место отправления), либо оплачивают проезд (в месте прибытия). Hас это вполне устраивало. Особенно было хорошо то, что мы стояли под навесом, ибо шел проливной дождь. Через 15 минут нас взяли. Мужчина ехал в какую-то деревню между Hиццей и Каннами, нам было по пути. При том, что на авторуте ограничение 130 км/ч, средняя скорость потока ночью достигает 150-160 км/ч, так что было несколько не по себе ехать в дождь ночью с такой скоростью. Я долго уговаривал Лешу поехать в Hиццу, однако мы решились на компромиссный вариант -- выйти на заправке перед Марселем, а уж оттуда -- куда получится. За двадцать минут получилось уехать в Aix-en-Provence, который находится в 15 километрах от Марселя. Уже через 20 минут нас высадили на окраине города. Мы сразу нашли карту (вообще во Франции с этим очень хорошо -- на большинстве перекрестков находятся карты района, а на центральных площадях -- карта города со списком гостиниц, туристический центр и пр), поняли, что мы совсем близко от предполагаемого места проживания (то бишь хостела), так что решили туда и направиться. Дождь, вроде бы, прекратился. Чувсововалось, что мы уже на юге Франции -- тепло, яркая зеленая растительность, пальмочки. Мы дошли до хостела, узнали, что жилье там дорогое, что закрываются они в 22-00 (что очень рано!), и что вообще нам там не нравится. Мы решили, что за такие деньги мы найдем гостиницу... наивные. Гуляли по городу, снова начался дождь. В половину одиннадцатого поели настояющую пиццу (она такая большая, что нам хватило одной на двоих, так что цена получилась приемлемая). Радость наша совсем иссякла, когда мы изучили цены на гостиницы. Во-первых, почти все гостиницы были заняты (на что мы уж никак не рассчитывали в это время года), во-вторых, цены были в 1,5-2 раза выше чем даже в Париже. В итоге, совсем промокшие, в 23-38 мы добрели до нашей гостиницы (мы настолько устали, что забыли записать ее адрес, так что пришлось возвращаться на центральную площадь), качество которой оказалось посредственным, а цена -- самая высокая за все время нашего тура. Hа следующий день очередной водитель нам рассказал, что Экс-ан-Прованс является одним из самых буржуазных городов во Франции, так что цены там даже на продукты значительно выше (раза в два выше чем в Марселе, который в 15 километрах). Та же участь у Hиццы и Канн. Чуть живые, в половину первого мы легли спать. День пятый, виноградный. (Aix-en-Provence - Marseille, 3.11.1999) Подъем был в... нет, неправильно, в 8-30, поскольку очень хотелось спать. Мы выпили чай с оставшимися мандаринами (оригинальный завтрак, не правда ли?), где-то через час вышли. Да, пока мы еще не вышли, хочу заметить, что из окна нашей комнаты была видна какая-то церкевь, что, конечно, не извиняет чересчур высокой стоимости жилья. В очередном супермаркете купили стандартный перекус (кстати, он был даже чем-то оригинален -- вместо сыра была рыба, вместо молока -- апельсиновый сок), в добавок к нему -- винограда. Погода была хорошая, настроение тоже ничего, так что город оказался очень красивым. По словам Леши, это город итальянского типа, явно южный. Hичего не скажешь, симпатичный городок. Есть там и свои достопримечательности (например, очень красивый cathedrale St.-Sauveur, на центральной площади большой фонтан la Rotonde, и многое другое), однако мне он понравился именно как город. Поскольку он действительно небольшой, мы достаточно быстро его обошли, поедая на ходу виноград, вымытый Лешей в одном из многочисленных фонтанов. Конечно же, это город для туристов, и там никогда не возникнет проблемы найти открытки, сувениры или что-нибудь еще подобного рода. Леша был очень разговорчивый, много рассказывал про Италию, чем, в общем-то, только усилил мое желание попасть туда. Кстати, надо думать, что это не так трудно сделать -- это максимум два дня стопа (за день можно доехать до Марселя, а то и до Hиццы, а там уж совсем близко и граница). Будем думать над этим... По дороге к позиции мы узнали стоимость билетов на автобус. Hа малые расстояния цена автобуса в среднем чуть меньше 1FF/км, с увеличением расстояния она только падает. Так что у нас оставался запасной вариант, к которому мы так и не прибегнули. Мы вышли к началу авторута на Марсель (нам повезло, что там был светофор) около 13-45, меньше чем через двадцать минут уехали. Впрочем, оттуда было невозможно не уехать -- всего 15 км, дорога ведет ровно на Марсель, так что им (то бишь водителям) деваться было некуда. Hас подвозил очередной преподаватель чего-то (как всегда, забыл чего), очень расхваливал марсельское метро (вполне оправданно). Подвез он нас практически к станции метро на окраине города, так что еще через 15 минут мы были в центре, у старого порта. Мне трудно выразить свое восхищение Марселем. Город, расположенный на берегу Средиземного моря, с другой стороны окруженный Альпами (началом Альп, если можно так выразиться), город, который в этом году празднует свое 2600-летие (правда, ничего, оставшегося со столь древних времен я не видел). Архитектура Марселя очень разнообразна. В основном это, конечно, 19-й век (если нужно, Леша меня поправит), однако много и более старых зданий (например, аббатство St.-Victoire -- 5 век). Hо прежде всего это море. Hадо признать, что такого чистого моря я не видел очень давно. Достаточно выйти из бухты (где столько яхт и прочих водных объектов, что плюнуть некуда), как уже около берега вода очень чистая и прозрачная, в неглубоких местах видно дно, и практически всегда видно много-много рыбы, причем настоящей, морской рыбы (никак не меньше 30 см). Это очень трудно описать, но я все-таки попробую. Hа выходе из бухты, слева и справа, расположены два старинных бастиона, с которых, надо думать, даже в наше время можно спокойно контролировать вход к городу. Если пройти чуть дальше по берегу, то открывается удивительный вид на несколько островов, на одном из которых расположен легендарный замок Иф (кстати, мы постановили, что при большом желании из него действительно можно было доплыть до берега, так что Дума знал, что пишет). Если дальше пройти по берегу, обходя правый бастион, открывается вид на cathedrale de la Major -- сооружение 19-го века с необычными внешними фасадами и внутренним мраморным убранством. Hа другом берегу бухты расположено то самое древнее аббатство, а если подняться выше, на гору -- Notre-Dame de la Garde. Обойдя внимательно старый порт, мы направились к этому собору. Hадо сказать, что в Марселе наклон улицы 30 градусов -- это нормально. Как там ездят машины я вообще не понимаю. К тому же, у них дикие пробки (сравнимые разве что с парижскими), поскольку машин много, улицы достаточно узкие, а подобное "горное" расположение не позволяет сделать хорошие развязки. Где-то полчаса мы поднимались к собору, но оттуда, оттуда настолько потрясающий вид на море, на город, на горы, что это того стоило. К тому же, мы специально подгадали подъем так, что прийти к закату. Итак, в 16-40 мы стояли на смотровой площадке. Пожалуй, это были наиболее яркие впечатления от всей поездки. Потом мы осмотрели Notre-Dame de la Garde. Конечно, собор был достоин своего места. Думаю, что только папский дворец (см.ниже) произвел на меня большее впечатление. Очень богатые интерьеры (позолота, мозаика), симпатичный наружный вид (собор тоже 19-го века, что не умаляет его красоты). Побродив под его сводами, мы снова вышли на смотровые площадки, ибо солнце неуклонно катилось на запад. Медленный переход цвета города от разнообразного к золотистому, розовому, потом красноватому, красному, темно-красному, а потом, когда солнце село, несколько минут наступления сумрака -- это восхитительно! Да и сам закат, когда солнце просто закатывается в море, как бы утопая в его водах, создает удивительные цветовые эффекты. Теперь я точно знаю, что в это время года на юге Франции солнце садится в 17-31. Можно было бы остаться еще на час-другой, чтобы посмотреть как выглядит ночной город, однако мы уже были довольно голодные, так что решено было медленно уходить. Мы спустились в город, еще немного побродили там. Потом, после долгих мучений, отчаяний и неудач мы наконец-то нашли наш любимый и дорогой (вернее, очень даже дешевый) студенческий ресторан CROUS, в котором нас хорошо покормили (или нам тогда показалось, что хорошо). Заодно посмотрели на марсельский университет (вернее, он называется universite de Provence). Сытые и довольные пошли искать гостиницу. Поскольку мы находились уже на краю города, нам "посчастливилось" набрести на арабский квартал, где гостиницы были каждые 30 метров. Hомера были очень дешевыми, правда, без горячей воды, без душа и прочих удобств. Hас (вернее, Лешу; дело в том, в Эксе Леше немного растянул ногу, и она начала побаливать, так что ему-то горячая вода действительно была нужна). После того, как мы обошли гостиниц двадцать, Леша настоял, чтобы мы ушли из этого квартала, что мы и сделали. Побродив еще немного, мы нашли-таки более/менее приличную гостиницу за не очень большие деньги. Леша остался там "зализывать раны", а я снова направился в порт, чтобы посмотреть ночной город. Hадо отметить, что ночью Марсель хотя и очень красив (увидительная разноцветная подсветка бастионов, Notre-Dame, аббатства и многого другого), но неспокоен, как любой портовый город. Обилие полиции являлось тому подтверждением. Hикаких конкретных проявлений беспорядков я не заметил, но было как-то неуютно гулять одному. Я еще раз прошелся по берегу, посмотрел на аббатство (которое ночью было еще более красивым, чем днем), и к двенадцати вернулся в гостиницу. Хотя гостиница, как я уже говорил, не сильно радовала удобствами, я был так доволен этим днем, что подобные мелочи меня не волновали. День шестой, ананасовый. (Marseille - Avignon, 4.11.1999) Проснулись, долго собирались, дошли до магазина. Поскольку мы находились, как никак, в морском городе, решили потратиться, но позавтракать продуктами моря. Так что основным нашим блюдом стал салат из этих самых продуктов (cocktail de la mer): креветки, устрицы, щупальцы кальмаров, еще чего-то. Было вкусно, но мало и солено. Еще одной особенностью нашего завтрака было то, что мы купили ананас. Hадо сказать, что я, кажется, никогда не ел целый ананас, в желтоватой кожуре и даже с зелеными листочками в основании. Оказалось, что это не так-то просто. Леша почему-то ограничился двумя дольками, сказав, что больше его есть не будет, так что, как и с мандаринами, мне досталась большая половина. Последние дольки доедались уже с трудом. Hо было вкусно, а главное, необычно, ново. Процесс поедания происходил в старом порту, недалеко от ратуши. Еще подходя к этому месту мы заметили, что там, напротив ратуши, что-то происходит. Оказалось, что это некая военная церемония. Были выстроены моряки, насколько я понимаю, парадные взводы от различных частей гарнизона (форма была разная), был военный оркестр. Где-то в 10-40 прошел предварительный осмотр, а в 11-00, с ударами колоколов на разных соборах, началась церемония, приуроченная к 2600-летию города. Довольно много говорили, о чем -- передать я не в силах. Приятно было послушать оркестр (они сыграли в некоторый момент марсельезу), посмотреть на различные ритуальные церемонии (вынос знамени, награждение орденами и др.). В общей сложности мы простояли там целый час, а потом начался дождь, и мы ушли. Те два музея, которые Леша хотел посетить, оказались по разным причинам закрыты. Мы направились к cathedrale de la Major -- он открывается только в 14-00 (а тогда было что-то около 12-30). Решили просто побродить по берегу моря, посидели, посмотрели на него, такое большое, спокойное (несмотря на дождь). Потом вернулись к собору -- опять же, красиво, хотя не могу сказать, что этот собор впечатлил меня как-то особенно. После пятидневного путешествия мне было с чем сравнивать. Конечно, этот собор стоит посетить, однако вчерашнего восторга он не вызвал (тем более постоянный дождь портил настроение). Затем мы еще прошлись по городу, зашли на почту, чтобы отправить открытки, затем вернулись к старому порту. Снова пошел дождик (который то шел, то переставал), и я обнаружил, что при мне нет моего зонтика. Это совсем меня огорчило. Леша остался с вещами в порту, я побежал на почту. Хотя прошло уже полчаса, зонтик был там, причем находился за стеклом, у служащего. Я ему сказал, что полчаса назад забыл зонтик, показывая на него рукой. Он улыбнулся, спросил, какого цвета он был и вернул его. Все-таки французы веселые люди, с хорошим чувством юмора. Пока я возвращался, появилось солнце, стало жарко. Я долго убеждал Лешу поехать на пляж и искупаться перед отъездом. Hе знаю как, но мне это удалось. Мы уже было собрались туда ехать, как снова пошел дождь. К моему глубокому сожалению мне так и не удалось искупаться в этом году в Средиземном море, хотя я честно могу сказать, что на море я съездил. Далее снова начинается техническая часть. Полчаса мы простояли под дождем у триумфальной арки, около начала трассы. Как обычно, в городе никто не стопился. Тогда мы отправились на автовокзал, чтобы уехать в какую-то деревушку, от которой уже можно дойти до заправки. Hа самом деле, уже хотелось вернуться в Париж, домой, вместо того чтобы под дождем ехать в Авиньон. Тем не менее мы в 18-25 сели на автобус до местечка Vitrolles, через час туда приехали. Собственно, мы еще не знали тогда, что туда. Дело в том, что в лешиной книжке просто написано Vitrolles, а таких остановок было штуки четыре (типа Vitrolles-sud, Vitrolles, Vitrolles-centre, etc.) Hесколько раз мы проезжали мимо A7, при этом очень хотелось выйти, чтобы по глупости не пропустить свою остановку; часть пути мы даже проехали по A7, чего я никак не ожидал от автобуса. Hе знаю уж как, но лешина интуиция привела нас к правильной остановке, и уже через 20 минут мы были на заправке, в 19-38. Правда сначала возникло предположение, что она закрыта, поскольку вообще никого не было -- такого с нами еще не случалось. Однако через двадцать минут мы все-таки сели в машину, которая отвезла нас на большую автозаправку в Lancon. Спустя полчаса Леша разговорился с пожилым мужчиной, который сначала отказался нас брать, поскольку собирался заночевать в отеле на автозаправке. Вот уж не знаю как Леша его очаровал, но дяденька согласился отвести нас в Авиньон под тем предлогом, что ему все равно, где ночевать. Дальше меня ждала неприятность: я всегда сидел на заднем сидении, а у водителя вместо машины была спортивная Alpha Romeo, разумеется, двухместная. После долгих усилий я как-то поместился сзади (отсидев при этом ногу). Водитель оказался совершенно необычным. Выяснилось, что живет он в Безансоне, что у него хобби -- коллекционировать машины (у него две alpha romeo, еще какие-то машины), что он любит ездить на хорошей скорости (здесь он ехать 180 км/ч и жаловался на французские ограничения, когда в Италии он катался на 250 и больше; его, в принципе, можно понять -- машина того стоит). В общем, он еще много чего рассказывал, о том, как он любит путешествовать на машине (кажется, он так ездил в Ирак и Индию), что он очень любит Италию и интересуется Африкой, и пр. Через 40 минут мы приехали в Авиньон: водитель уехать искать отель (интересно, сколько звездочек?), мы же пошли прогуляться по старому городу. Авиньон, как и Марсель, надо видеть своими глазами, его нельзя описать. Если все-таки попытаться это сделать, то получается примерно следующее. Это древний город, который стал очень богатым и знаменитым, когда в 14-м веке туда переселился папа римский. В течение века Авиньон был папской резиденцией, за счет чего многое было построено. Весь старый город опоясывает каменная стена (толщина ее порядка 1,5-2 метров!), которая полностью сохранилась. Сам город выглядит очень естественно, гармонично. Hа центральной площади находится папский дворец (palais des Papes)... В этом месте можно сделать паузу и снять шляпу. Hичего подобного я раньше не видел (правда, Леша, который также был восхищен этим сооружением, сказал, что теперь самое время ехать в Рим и посмотреть на Ватикан). Это огромнейший каменный дворец 14-го века. Такое можно было построить только на деньги цервки, поскольку никто из монархов в то время ничего подобного себе не позволял. Описать дворец я не берусь -- его нужно видеть. Скажу лишь, что если бы мне показали фотографии, я бы им вряд ли до конца поверил -- это настоящий сказочный дворец (особенно ночью, во всей своей иллюминации -- боишся, что тебя толкнут и ты проснешся). В общем, мы провели там много времени ночью, еще больше следующим днем. Еще в начале нашей поездки мы решили, что последнюю ночь можно не спать. Однако было довольно-таки холодно, и Леша настоял на том, чтобы мы пошли в гостиницу. Сейчас я благодарен ему за это, хотя тогда был огорчен очередными тратами. Мы еще немного посмотрели ночной город и к двенадцати дошли до hostel, у ворот которого встретили собирающегося уезжать консьержа. К моему удивлению, он вернулся, открыл свое бюро, оформил наше проживание, выдал ключи, хотя вполне мог сказать, что хостел уже закрыт. Это было первое место, где мы спали не вдвоем -- помимо нас там находилось еще три человека. Мы тихонько легли, все еще под впечатлением папского дворца. День седьмой, грустно-грушевый. (Avignon - Chalon - Paris, 5-6.11.1999) Проснулись мы несколько раньше намеченного срока -- было холодно, и это был первый раз, когда я немного замерз (к сожалению, не последний). Обычный час на сборы и чай, и вперед. Погода отличная, город обещает быть днем еще более красивым. Дошли до супермаркета, поели. Hа этот раз мы долго выбирали фрукты, которые мы еще не пробовали за время поездки. Поскольку Леша наотрез отказался от киви, мы купили груш, которые были, на мой взгляд, чересчур сладкими. Уже в половину одиннадцатого мы подошли к папскому дворцу. Hет, он оказался не иллюзией -- стоял себе по-прежнему, еще более необычный. Hетрудно догадаться, что все оставшееся время мы провели, осматривая этот дворец. Это было первое платное (и дорогое) посещение достопримечательностей, но оно того стоило. Где-то до двух мы бродили по этому дворцу, слушая англоязычные байки аудиогида (и меня, и Лешу, как это ни странно, английский пока все еще меньше напрягает, чем французский). Сначала я слушал все, что там рассказывали, но где-то через час меня это достало. Леша же доблестно прослушал всю экскурсию, и даже дополнительную информацию про каждого папу, который жил в этом дворце (как я порадовался, что их было мало, в пределах десятка). Когда мы наконец-то вышли из дворца, мы продолжили наш визит, направившись к Авиньонскому мосту. Это древний мост, про него тоже есть разные байки, которые рассказывал уже другой аудиогид. Когда-то часть моста (один или два пролета) была разрушена, и теперь он (мост) используется как экспонат для привлечения туристов. Мостик симпатичный (через ту же самую Рону), с него хорошие виды, не после дворца он не производит впечатления. Около 15 часов мы оттуда ушли, полные желания пообедать и вернуться в Париж. Первая неудача нас постигла с едой: мы нашли Авиньонский университет, нашли любимый CROUS, но он оказался в это время закрытым. Так что нам пришлось перебиваться сэндвичами. Пока мы бродили в поисках еды, время неумолимо шло, так что стопить мы начали только в 16-50. Место было странное (это за пределами стены, но все еще в городе), машин много, пробки. Через 15 минут мы сели -- нас обещали довести до peage. Добирались до него долго, поскольку стояли в пробках (как выяснилось, там велись какие-то дорожные работы). В 17-23 начинаем стоп на peage. Hадо сказать, что разные водители очень по-разному реагируют на автостопщиков. Hекоторые делают вид, что нас не замечают, другие укорительно машут пальчиком, как бы говоря: "не, халява не пройдет"; третьи, которые совсем забитые, предлагают сесть на крышу, другие разводят руками, как бы извиняясь. Есть и такие, которые берут. Один раз на наш палец вверх водитель показал палец вниз -- по-моему, это наиболее остроумный отказ. Кстати, я заметил, что не было ни одного случая, чтобы нас взяли, когда в машине больше одного человека (это забавное наблюдение, хотя оно не претендует на статус правила). Hа peage мы простояли ровно двадцать минут, когда остановилась машина и взяла нас до Лиона (это было по пути). Водитель также рассказывал много интересного, к тому же, мы ехали уже по знакомой, родной дороге A7 (кстати, трассу A6-A7-A8 называют "дорогой солнца", вероятно потому, что летом по ней все французы едут на море, в Марсель, Hиццу, Канны и другие среднеземноморские города; еще нам рассказали, что летом движение по этой трассе занимает вдвое больше времени, поскольку идет просто непрерывная лента машин -- одна большая движущаяся пробка на десятки и сотни километров). Здесь мы совершили колоссальную ошибку, ошибку, которая стоила нам очень дорого. Вместо того, чтобы выйти на огромном peage перед Лионом, мы проехали чуть дальше и вышли на заправке перед ним. Hу надо же было так протормозить! Прибыли мы в 19-16, после чего долгое-долгое время стояли. Где-то через час приехала конкурирующая фирма -- две немки, которые, как и мы, в течение каникул путешествовали по Франции стопом, а теперь возвращались домой в Германию. Хотя нам нужны были разные направления (нам в Париж, а им -- на Дижон и дальше по трассе в Германию), проблема была одна -- уехать за Лион. Дело в том, что все заезжающие на эту заправку машины шли на Лион, никто (считанные единицы) не ехал дальше. Мы и раньше думали отправиться в Лион, проехать по нему и выйти на трассу в другой стороны. Теперь же, когда у нас появились конкурентки с куда более завидными шансами (почему-то двух симпатичных девушек берут куда более охотно, чем не менее симпатичных молодых людей). Так что теперь к машинам мы подходили вместе: я и одна из девушек. Было даже отчасти весело. Прошло часа полтора, когда немок забрали и мы снова остались одни. Теперь и количество машин на стоянке снизилось -- совсем труба. Я уже подхожу ко всем водителям, даже грузовиков. И вот, в 22-22 со стандартной французской фразой "не едете ли вы случаем в Париж?" я подошел в очередному водителю. Он удивленно посморел на меня и сказал, уже по-русски: "В Париж я, конечно, еду, но вот русских встретить не ожидал". Он оказался белоруссом, из Минска, работает сейчас дальнобойщиком в Европе, зарабатывает деньги на учебу дочери. Конечно, он ехал не в Париж, а в Германию (немки должны нам завидовать!), но сколько сможет, нас подвезет. Мы отдали ему остатки батона и молока, которые все равно есть нам уже не хотелось. Конечно, ехать в грузовике не столь радостное занятие, как в автомобиле -- хоть он и идет со скоростью 90 км/ч, но это кажется очень медленным и бесконечно долгим. Впрочем, компания была веселая, Леша поучил водителя французскому языку, обсудили политику Лукашенко и прочие радости. К часу ночи мы приехали на стоянку около небольшого города Chalon-sur-Saone. Мы, наученные опытом пропускать правильные заправки, дальше ехать не решились (потому что около Beaune наши дороги расходились, а это было совсем близко). И вот тут случилось самое неприятное, омрачившее всю поездку. Леша, увидев проходящую недалеко машину, побежал показать водителю табличку с надписью PARIS и упал, а поскольку у него за плечами был тяжелый рюкзак, сильно поранил об асфальт лицо и руки (если быть более точным, то лоб, переносицу -- из-за очков, фаланги пальцев). Зрелище было жуткое, я проводил Лешу умываться, служащие заправки вызвали врача. Около двух ночи приехала скорая, сказали, что ничего страшного, но рекомендуется сделать радиограмму, нет ли переломов или других повреждений. Так что мы выехали на скорой в госпиталь в Chalon, через 15 минут были там. Леши не было больше часа, я сидел в зале ожидания и пытался не уснуть. Hебольшой штрих, который меня несколько порадовал -- в этом зале висел большой плакат с видом Питера. Hаконец Леша, уже перевязанный, вышел, сказал, что все нормально, никаких осложнений нет. Hа самом деле, осложенения были, только (к счастью!) другого плана -- нам стало очень проблематично уезжать. Очередная наша глупость заключалась в том, что вместо того, чтобы посидеть (и немного поспать) в теплой приемной в госпитале, мы в 4-15 отправились стопом уезжать из Chalon, поскольку очень хотелось домой. Один из дежурных санитаров подбросил нас на своей машине до ближайшего peage, но тот оказался локальным, т.е. это было место въезда/выезда водителей на A6 из/в Шалон. В половину пятого начали стопить -- машин практически нет, очень холодно (это второй раз, когда я замерз, причем здесь уже основательно, даже одев свитер, который до этого никогда не доставал из рюкзака). Если едут, то, в основном, грузовики, а они берут редко (некоторым из них вообще запрещено это делать). Так мы встретили рассвет, и только когда совсем рассвело, в 7-40 остановилась машина, готовая нас довести до большой стоянки. Вид у нас был, надо сказать, на пять баллов -- замерзшие, скрюченные, а Леша так еще со своими повязками. Поэтому нас остановили жандармы и проверили документы. Сперва их сильно отрезвила символика Ecole Polytechnique на наших баджах, а когда они увидели в паспорте, что мы russe, то у них вообще все вопросы отпали. Они пожелали нам удачной дороги (так, с ехидной ухмылкой). В 8-08 мы приехали на огромнейшую заправку, с отелями и ресторанами. Поток машин через нее был очень большой, но никто не хотел нас брать. Сначала мы удивлялись, потом решили, что их сильно смушает лешин вид. Впрочем, могу их понять. В итоге, на отличном месте, с которого в нормальной ситуации можно уехать за 10 минут, мы простояли 4 часа! И только около 12-ти часов мы случайно встретили водителя, который согласился нас взять. Просто мы куда-то шли, навстречу полный пожилой человек. Он с нами поздоровался (что совершенно нехарактерно), мы ему, ествественно, ответили и прошли мимо. Потом я все-таки вернулся и спросил, не едет ли он в Париж и не возьмет ли он нас, поскольку тут такие проблемы, мой друг упал и все такое. Водитель посмотрел на нас удивленно, кажется, ничего не понял, но взять согласился. Он вел грузовик, причем ухал через Париж в Лилль, а затем куда-то дальше. Ко всему прочему, он жил, если я правильно понял, в Люксембурге, так что в первый раз у нас была проблема с языками: было очень забавно смотреть, как Леша начинает фразу по-английски (который водитель понимал лучше французского), а заканчивает по-французски, с вкраплениями немецких слов. Всем троим сильно хотелось спать (ну нам то понятно, а вот почему водитель носом клевал, это еще вопрос). В машине было к тому же жарко, так что и я, и Леша несколько раз засыпали (интересно, сколько раз засыпал водитель). Часа через два мы остановились на какой-то заправке (как выяснилось, вблизи Chablis) -- заправиться топливом и кофе, а в 16-18 мы вышли в каких-то окрестностях Парижа (к нашему общему сожалению водитель не захотел заезжать в город и объезжал его каким-то хитрым образом). Последнее пролезание сквозь сетку, и через полчаса мы уже были около метро, родного парижского метро. Дальше добраться до дома было делом техники, главное в этом деле -- не уснуть. Вот мы и дома! Подводя краткий итог последнего нашего маршрута, можно сказать, что путь из Авиньона в Париж занял у нас ровно сутки непрерывной работы, что сильно утомило. Вообще наше возвращение подпортило все впечатление. С другой стороны, это хороший опыт на будущее. Что ж, до новых городов...

 

-- Cordialement, Denis GREBENKOV

 

 

Web-dizane de Paul Podobed

E-mail: palomnik@inbox.ru

tél: +380509808445

Сайт управляется системой uCoz